Идея создания на базе МАОУ «Гимназия №1» минералогического музея возникла в процессе поиска новых подходов организации образовательного процесса в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. Необходимо комплексное использование различных форм и видов деятельности. При изучении предметных областей «География», «Краеведение» и «Геология» имеет смысл краеведческую, экскурсионную и туристическую деятельность объединить с деятельностью минералогического музея в качестве базы для проведения научно-исследовательской работы. Это объединение способствует формированию у обучающихся УУД, коммуникативных навыков, готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности. Официальное открытие музея состоялось 18 октября 2016 года.
Попадая в это минеральное царство, ребенок, помимо предметных знаний, получает эстетическое удовольствие. Светящиеся витрины, красота аметистов, горного хрусталя, изумрудная зелень уваровита и небесная синь лазурита, шелковистые переливы селенита и затейливые рисунки пейзажной яшмы будят воображение ребенка, невольно вызывают восхищение красотой родного края и любовь к своей Родине.
В музее представлены все 3 типа горных пород по происхождению, более 50 минералов 7-и классов, создана уникальная витрина «Камни со всего света», где представлены экспонаты, которыми может похвастаться не каждый крупный музей: гранит и конгломерат из Антарктиды, коралловый известняк с Канарских островов, вулканические бомбы из камчатского Толбачика и сицилийской Этны, осколок Тунгусского метеорита, интересные палеонтологические находки. Многие экспонаты музея подарены обучающимися и учителями гимназии, в том числе - руководителями музея.
Руководителями музея назначены увлеченные геологией учителя географии Сунцова Ирина Павловна и Шестакова Ирина Петровна, прошедшие курсы «Общая геология» и «Экскурсоведение».
- В процессе работы с обучающимися на базе минералогического музея применяются такие технологии, как Проектная задача, ролевая игра, моделирование природных процессов (извержения вулкана, рост сталагмитов, процессы выветривания) и другие.
- При изучении предметных областей «География», «Краеведение», «Химия» и «Геология», использование ресурсов и дидактических возможностей музея просто неоценимо: в процессе урока-экскурсии (при изучении минеральных ресурсов России и Пермского края), урока-исследования (при определении происхождения горных пород) или знакомстве на уроках химии с классификацией минералов.
- Неожиданным открытием музей стал для учителей литературы, которые с удовольствием побывали на экскурсии «Тайны 7 перстней Пушкина», «Гранатовый браслет», «Драгоценные камни в сказках», «Серебряное копытце», «Поэтическая минералогия», потом отправляли на экскурсии своих учеников.
- На базе ресурсов музея обучающимися были созданы исследовательские работы: «Песок как результат геологических процессов», «Драгоценные камни в художественной литературе», «Из малахита ли малахитовая шкатулка?», «Моделирование процессов выветривания», «Настоящий ли метеорит в музее гимназии?», «Определение нефтяных месторождений по физическим свойствам образцов», «Минеральные краски Пермского края».
- Различные виды работ с экспонатами музея позволяют формировать метапредметные результаты и универсальные учебные действия.
Наш музей работает на будущее: он помогает обучающимся в выборе профессии. Многие уже попробовали себя в роли экскурсоводов, участвовали в разработке и проведении экскурсии для одноклассников и для родителей. Три человека получили удостоверения «Юный экскурсовод России». Активисты музея успешно участвуют в открытой геологической олимпиаде Верхнекамья и региональной олимпиаде «Юные таланты» (папка Достижения активистов музея). База минералогического музея используется и в летний период для работы площадок гимназии и городского профильного лагеря.
Многое в жизни человека начинается с детства, с удивления и восхищения красотой минералов, возможно, впервые увиденных в школьном музее. Занятия в геологическом кружке перерастают в серьезное изучение геологии в вузе. В музее представлены фотографии Юлии Мальгиной и Ильи Фуреева, студентов Пермского Государственного Научно-исследовательского Университета и Московской Горной Академии (соответственно), когда-то они занимались в геологическом кружке гимназии. Двенадцать выпускников нашего учебного заведения обучаются профессиям, связанными с геологией. Таким образом, минералогический музей гимназии выполняет образовательную функцию и профориентационную, выступает как популяризатор геологии и красоты удивительных творений природы.